МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Основными показателями, позволяющими оценить состояние ме­ханизации технического обслуживания, являются: уровень механизации производственного процесса; уровень механизации процесса труда;

•степень использования средств механизация.

При помощи этих показателей, предложенных М. К. Богомоло­вым, оценивается достигнутый уровень механизации путем сравне­ния трудоемкостей выполняемых операций технического обслужива­ния механизированным способом и вручную. К ручным опера­циям относятся операции, выпол няемые с помощью простейших орудий труда н инструмента (ключи, отвертки и т п ), без примене­ния машин н механизмов К механизированнымопераци — я. м относятся операции, основные приемы которых выполняются

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

машинами, механизмами и аппаратами. В состав механизированны» операций. включаются элементы труда, выполняемые вручную Уровень меха низа ц ии производственного про це се a t/„nT представляет собой отношение приведенной к ручному труду суммарной трудоемкости механизированных работ к общей трудоемкости процесса обслуживания, также выраженной в нормах ручного труда-

где Тим — трудоемкость работ, выполняемых исполнителями, заня­тыми механизированным трудом на механизированных операци­ях, Tfu — трудоемкость ручных работ, выполняемых исполните­лями, занятыми немеханизнрованньгм трудом на механизирован­ных операциях; Г“уЧ —трудоемкость операций, выполняемых вручную, без применения. машин, и механизмов; Т’мех —трудо — емкостымеханизированных работ. на механизированных опера­циях, приведенная к ручному труду; 71«ш. мсх -— общая трудоем­кость механизированных операций обслуживания, вычисленная и нормах ручного труда; ki — коэффициент, учитывающий остав­шийся ручной труд исполнителей, занятых выполнением механи­зированных работ на механизированных операциях; fo — — коэф­фициент’перевода механизированного труда в ручной (коэффи­циент эффективности средств механизации); е — количество механизированных операций из общего числа п операций, со­ставляющих .процесс.

Уровень механизации производственного процесса характеризу­ет техническую оснащенность той или иной технологической схемы и не отражает качественную сторону механизации. Но процесс раз­вития механизации заключается не только в том, что машинная техника вытесняет ручной труд при выполнении основных операций технического обслуживания, айв постепенной замене ручного тру­да механизированным на вспомогательных работах. Поэтому важно определить не только факт механизации, но и степень, глубину ее осуществления.

Значение этой качественной стороны развития механизации можно характеризовать другим показателем—уровнем механиза­ции процесса труда.

Уровень механизации процесса труда 1/«г пред­ставляет отношение затрат труда, высвобожденных в результате механизации процесса, к общим затратам как ручного, так н меха­низированного труда, приведенного к ручному

п

 

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

где — оставшаяся трудоемкость ручного труда на механи­

зированных операциях.

Сравнение уровня механизации процесса труда с показателем механизации ‘производственного ‘процесса позволяет заметить, что если последний характеризует собой долю механизированного тру­да в общей трудоемкости производственного процесса, то первый в дополнение к этому дает еще и характеристику этого механизиро­ванного труда. Он показывает долю ‘Машинного труда в рассматри­ваемой механизированной операции.

Третий показателымеханизации технического обслуживания — степень использования средств механиза­ции С°" — характеризует количество машинного труда при вы­полнении механизированной работы рассматриваемой операции

 

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Из изложенного выше можно установить, что т. е. уровень механизации труда равен уровню механизации процес­са, умноженному иа степень использования средств механизации для рассматриваемой операции.

 

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯМЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

нормативом .количество оборудования н средств механизации, при­ходящихся на 10 000 ч налета н 1000 самолетовылетов

Количество каждого вида оборудования и средств механизации для технического обслуживания летательных аппаратов ® базовом Рб, конечном /к и промежуточном Р„ аэропортах может быть опре­делено по следующим формулам:

р Лб. пОГГ I Hf|.|)C.

‘ 10000 ‘ 1000 ’

р _______ АКС. р _________ — А„С

к~ 1000 ‘ 1000 *

где Або—норматив оборудования н средств механизации для пе­риодического технического обслуживания летательных аппара­тов в базовом аэропорту; Аз о, Ао Аг— нормативы оборудования и средств механизации для оперативных «видов технического об­служивания соответственно в базовом, конечном н промежуточ­ных аэропортах; Q — количество приписных летательных аппа­ратов в данном аэропорту; Тт — среднегодовой налет на один приписной летательный аппарат; С—’количество самолетовыле­тов из данного аэропорта в год.

Для определения нормативов оборудования и средств механиза­ции можно использовать формулы:

А6п=240 9б-"аб-"і-"- ;

Т’г. ф.п

А6 „=2200 Ч<,.ь<Ч. сЫ„_ .

Тг. ф.о

Л,= 1500 3£&£- ;

к 7*

1 г. ф.о

А = 1200

Гг. ф.0

где q6 п—среднее количество одновременно обслуживаемых лета­тельных аппаратов по периодическим формам в базовом аэро­порту, qc о, q„, (?п — среднее количество одновременно обслужи­ваемых летательных аппаратов по оперативным формам соот­ветственно в базовом, конечном и промежуточном аэропортах; ос п — среднее значение коэффициента занятости оборудования и средств механизации при. периодическом техническом обслу­живании в базовом аэропорту; Ос. о, ою а„ — средние значения коэффициентов занятости оборудования и средств механизации .при оперативном техническом обслуживании соответственно в базовом, конечном и промежуточном аэропортах; t„, to — средние значения фактической продолжительности периодического и опе­ративного технического обслуживания; ТгфпТгф. о — годовые фонды производственного времени участков (цехов) соответст­венно периодического и оперативного обслуживания; Ь — коэф­фициент запаса эксплуатационного фонда оборудования и

средств механизации, учитывающий необходимость отхода их в ремонт н на профилактику (обычно принимается равным 1 04—

1,06).

Постоянные числовые коэффициенты в этих формулах выража­ют собой соотношения между фондом производственного времени, средней продолжительностью технического обслуживания, количе­ством самолетовылетов и налетом

Под коэффициентом занятости оборудования понимается отно­шение времени пребывания его на рабочем месте к фактическому времени соответствующего вида технического обслуживания При определении коэффициента занятости топливозаправщиков, масло — заправщиков и некоторых других машин время пробега от склада или гаража к месту технического обслуживания летательного аппа­рата, время ожидания в очереди и заправки их на складе топливом (маслом) учитывается как время пребывания на рабочем месте Подставив значения нормативов в соответствующие исходные формулы, ттолучим окончательные формулы для определения по­требного количества оборудования н средств механизации в базо­вом, конечном и промежуточном аэропортах:

/^=0,024 Q7’r-j-2,2 4f*’a6-"bt" C;

T r-ф. ц Т’г. ф.о

FK=1.5 fr^S-C; F„= 1.2 c.

T Г. ф.0 ЗГг-ф. І»

Среднее количество одновременно обслуживаемых летательных аппаратов передние значення фактической. продолжительности пе­риодического и оперативного обслуживания определяют на основе обработки статистических данных по техническому обслуживанию в аэропорту. Годовые фонды производственного времени подсчи­тывают исходя нз конкретных условий работы аэропорта и АТБ.

Базовый аэропорт может являться в одно и то же время и конеч­ным и промежуточным аэропортом. В таком случае после соответ­ствующей оценки налета, числа самолетовылетов, количества одно­временно обслуживаемых летательных аппаратов, времени обслу­живания и коэффициентов занятости проводится расчет потребного количества оборудования и средств механизации по всем трем ко­нечным формулам, а результаты суммируются. Аналогичным обра­зом поступают и при других особенностях аэропортов

При расчете гаотребного количества оборудования в данном аэро­порту для двух или более типов летательных аппаратов налет и ко­личество -самолетовылетов берутся отдельно для Каждого типа лета­тельного аппарата. Оборудование, используемое при обслуживании нескольких типов летательных аппаратов, рассчитывается отдельно по каждому из них, а затем результаты суммируются Если потреб­ное количество — средств механизации (оборудования) после вычис­лений выражается дробной величиной, то производится округлен-ие до целого числа (четного при па-рном использовании оборудования или средств механизации).